[INCLUDE _head-inner]
Интервью Т.Нестика порталу "Россия 2035" для Центра стратегических разработок Зачем нужны разговоры о будущем, почему России важно обрести коллективную мечту и что такое «временная перспектива? Горизонт планирования в России, действительно, невелик, – около 3 лет. И, что важно, как у населения, так и у бизнеса. С чем это связано? Дело в том, что будущее представляется нам как не зависящее от наших усилий. Опросы среди молодежи показывают: более половины респондентов не верят в то, что хоть как-то могут влиять на будущее своей страны. Люди перестают доверять не только друг другу, но и общественным институтам: правительству, бизнесу, некоммерческим организациям и СМИ. Только что вышел международный мониторинг уровня доверия Edelman Trust Barometer — впервые за долгую историю наблюдений жители 20 из 28 изученных стран не верят в то, что система работает адекватно. Более 75% опрошенных по всему миру не доверяют своим правительствам. В России зафиксирован самый низкий уровень доверия среди всех стран — социальным институтам доверяют только 31% россиян. Нехватка доверия — это ключевой фактор, который затрудняет постановку долгосрочных целей. В рамках исследования управленческих команд мы предлагали топ-менеджерам российских компаний назвать причины, которые мешают долгосрочному планированию. Чаще всего звучала ссылка на неопределенность правил игры и сложную, быстро меняющуюся внешнюю обстановку. Но когда мы начали разбираться во взаимосвязи разных причин, самым весомым оказался фактор доверия — друг к другу, к инвесторам, к собственнику. Именно от него зависело, насколько далеко будет планировать компания. То же самое можно увидеть и в масштабе всего общества. Темой исследования лаборатории в настоящее время является «Психология коллективного субъекта в
изменяющихся условиях совместной жизнедеятельности». Как указывает в своих работах А.Л. Журавлев, субъектность группы
одновременно описывается тремя основными признаками: взаимосвязанностью членов
группы, совместной активностью и групповой рефлексивностью (Журавлев, 2009).
Значимость обращения к пролематике коллективного субъекта продиктована
множеством причин. С одной стороны, возвращение социальной психологии в
последние 20 лет к изучению групповых феноменов (таких как групповые
представления, командные ментальные модели, групповая рефлексивность, групповая
осознанность, коллективные эмоциональные переживания и т.п.) требует перехода
от разрозненных и разноуровневых исследований к выявлению их соотношения,
функций и взаимосвязи в совместной жизнедеятельности. Основанием для этого
может служить концепция психологического субъекта С.Л. Рубинштейна и ее
развитие в работах сотрудников ИП РАН. С другой стороны, растущая
взаимозависимость людей в обществе риска ставит перед социальной психологией
фундаментальную задачу – исследовать условия формирования субъектностности уже
не только на уровне диады, малой группы или организации, но и на уровне
макропсихологических общностей, от глобальных сетевых сообществ до человечества
как единого целого. Скорость изменений и растущие возможности средств
коммуникации заставляют ставить эту прикладную и теоретическую задачу в
отношении не только постоянных групп, но и групп временных, и даже стихийных.
Особое значение проблема формирования коллективной субъектности приобретает в
связи с нарастающей уязвимостью общества перед инструментами манипулятивного
воздействия. Современные информационные войны приводят к появлению большого
числа групп, готовых к совместной активности, но не способных к рефлексии,
склонных к упрощенным и радикальным решениям. Тема предполагает решение целого ряда фундаментальных теоретических и
прикладных задач: • исследовать социально-психологические факторы
отношения личности и группы к актуальным проблемам российского общества;
проанализировать психологические механизмы отношения личности и группы к
глобальным рискам и стратегической безопасности; изучить факторы и механизмы
становления личности как субъекта в специфичных условиях социализации; уточнить
теоретические представления о структуре, функциях и видах психологических отношений
индивидуальных и групповых субъектов
совместной жизнедеятельности; • изучить социально-психологические механизмы
гражданской ответственности и нравственного самоопределения, механизмы
становления экономического субъекта на этапе первичной и вторичной социализации
личности, ценностно-смысловой детерминации партнерских отношений;
• исследовать социально-психологические факторы
групповой жизнеспособности и становления партнерских отношений в условиях
неопределенности; разработать ресурсно-ценностный подход к анализу социального
взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности; проанализировать
специфику взаимодействия социальной среды и личности (группы) на разных стадиях
социализации. История лаборатории восходит к первому академическому психологическому подразделению: сектору философских проблем психологии, организованному в середине 1940-х годов Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. В 1972 году, вскоре после организации Института психологии (и 13 лет спустя после смерти С.Л.Рубинштейна), сектор философских проблем психологии в полном составе перешел во вновь организованный институт – Институт психологии Академии наук, дав начало нескольким его подразделениям: лаборатории психологии личности, лаборатории истории психологии и лаборатории социальной психологии. С декабря 1973 г. по 1987 г. сектор социальной психологии возглавляла доктор психологических наук Екатерина Васильевна Шорохова. В 1987 г. сектор был переименован в лабораторию социальной психологии. С 1 июня 1987 г. по 2016 г. заведующим лаборатории был академик РАН, доктор психологических наук Анатолий Лактионович Журавлев. С 2016 г. заведующий лабораторией - профессор РАН, доктор психологических наук Тимофей Александрович Нестик. Состав лаборатории в течение 44 лет менялся. В разные годы в лаборатории работали выдающиеся российские психологи, основатели научных направлений К.К. Платонов, Е.М. Шорохова, С. К. Рощин, П.Н.Шихирев, А.Б. Купрейченко, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Ю.М. Жуков, В.П. Левкович, С.С. Поповян, М.И. Бобнева, Н.Р. Ванникова, Е.В. Рудова, И.К. Кряжева, В.Г. Казаков, Е.В. Журавлева, В.А. Кольцова, Е.Д. Дорофеев, А.Н. Лебедев, А.В. Сухарев, Е.Н. Резников и многие др. При этом если в 1970-е гг. внимание лаборатории было сосредоточено преимущественно на проблемах социальной психологии личности и межличностных отношениях, то в 1980-е гг. основное внимание уделялось малым группам и совместной деятельности трудовых коллективов. В конце 1980-х и в 1990-е гг. в фокусе внимания сотрудников лаборатории оказываются наряду с малыми группами крупные социальные группы и межгрупповые отношения. Наконец, в 2000-е и 2010-е гг. исследования лаборатории все более часто связаны с социетальным уровнем социально-психологического анализа, с макропсихологическими феноменами. Результаты исследований лаборатории стали основополагающими для целого ряда направлений российской социальной психологии, широко используются российскими исследователями и практиками. За последние 20 лет сотрудниками лаборатории были разработаны концепции совместной деятельности и коллективного субъекта, концепция развития психологических отношений в условиях индивидуальной и совместной деятельности, разработаны методы социально-психологического исследования (начиная с 1977 г. вышло 5 работ, посвященных инструментарию исследований), расширены возможности использования экспериментальнго метода в экономической психологии, выполнены прикладные работы по психологии управления трудовыми коллективами, механизмам адаптации в трудовых коллективах, отношению к табакокурению и др., разработана концепция субъективного экономического благополучия, концепция самоопределения личности в экономической среде, психология доверия и недоверия, концепция группового отношения к времени, психология первичной экономической социализации, психология рекламы и маркетинговых коммуникаций, психология предпринимательства и делового партнерства, психология социальных представлений и коллективных переживаний, концепция нравственного самоопределения личности и группы, концепция макропсихологического проектирования, социальная психология города, психология ядерного сдерживания и стратегической стабильности и др.О лаборатории
Социологические исследования говорят о том, что у россиян короткий горизонт планирования. Почему так происходит?