Основная тема

Темой исследования лаборатории в настоящее время является  «Психология коллективного субъекта в изменяющихся условиях совместной жизнедеятельности».

Субъектность группы описывается тремя основными признаками: взаимосвязанностью членов группы, совместной активностью и групповой рефлексивностью (Журавлев, 2009). Значимость обращения к пролематике коллективного субъекта продиктована множеством причин. С одной стороны, возвращение социальной психологии в последние 20 лет к изучению групповых феноменов (таких как групповые представления, командные ментальные модели, групповая рефлексивность, групповая осознанность, коллективные эмоциональные переживания и т.п.) требует перехода от разрозненных и разноуровневых исследований к выявлению их соотношения, функций и взаимосвязи в совместной жизнедеятельности. Основанием для этого может служить концепция психологического субъекта С.Л. Рубинштейна и ее развитие в работах сотрудников ИП РАН. С другой стороны, растущая взаимозависимость людей в обществе риска ставит перед социальной психологией фундаментальную задачу – исследовать условия формирования субъектностности уже не только на уровне диады, малой группы или организации, но и на уровне макропсихологических общностей, от глобальных сетевых сообществ до человечества как единого целого. Скорость изменений и растущие возможности средств коммуникации заставляют ставить эту прикладную и теоретическую задачу в отношении не только постоянных групп, но и групп временных, и даже стихийных. Особое значение проблема формирования коллективной субъектности приобретает в связи с нарастающей уязвимостью общества перед инструментами манипулятивного воздействия. Современные информационные войны приводят к появлению большого числа групп, готовых к совместной активности, но не способных к рефлексии, склонных к упрощенным и радикальным решениям.

Тема предполагает решение целого ряда фундаментальных теоретических и прикладных задач:

•      исследовать социально-психологические факторы отношения личности и группы к актуальным проблемам российского общества; проанализировать психологические механизмы отношения личности и группы к глобальным рискам и стратегической безопасности; изучить факторы и механизмы становления личности как субъекта в специфичных условиях социализации; уточнить теоретические представления о структуре, функциях и видах психологических отношений индивидуальных и  групповых субъектов совместной жизнедеятельности;

•      изучить социально-психологические механизмы гражданской ответственности и нравственного самоопределения, механизмы становления экономического субъекта на этапе первичной и вторичной социализации личности, ценностно-смысловой детерминации партнерских отношений;

•      исследовать социально-психологические факторы групповой жизнеспособности и становления партнерских отношений в условиях неопределенности; разработать ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности; проанализировать специфику взаимодействия социальной среды и личности (группы) на разных стадиях социализации.