Психология доверия и недоверия

Купрейченко А.Б.

ISBN: 978-5-9270-0126-2
571 стр., 60х90/16|пер

Книга является первым отечественным исследованием соотношения психоло¬гических феноменов доверия и недоверия — особенностей их формирования, детерминации, структуры и социально-психологических функций. Впервые доверие и недоверие рассматриваются как свойства самоопределяющегося субъекта в контексте более общей проблемы нравственно-психологической регуляции социальной активности личности и группы. В ходе исследования определено место доверия и недоверия в системе феноменов и понятий, в час¬тности, описана роль доверия в формировании психологической дистанции.
Предметом эмпирических исследований являлись личностные и группо¬вые факторы доверия другим людям. Изучались также детерминанты и осно¬вания доверия и недоверия потребителей рекламе и рекламным персонажам. В специальной главе представлены результаты исследований организацион¬ного доверия, посвященных особенностям доверия личности разным группам работников и организации в целом, а также взаимосвязям доверия и недоверия с другими организационно-психологическими феноменами - корпоративной культурой, психологической атмосферой и социально-психологическим климатом. Монография представляет интерес для специалистов в области социальной, экономической, организационной, педагогической психологии, психологии личности, труда и управления, а также для широкого круга ис¬следователей социогумаиитарных отраслей знания, в частности, философов, социологов, экономистов, культурологов, политологов.


СОДЕРЖАНИЕ
А.Л.Журавлев. Психология доверия и недоверия: теория,
эмпирика и практика 9
Введение 23
РАЗДЕЛ I
ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
Глава 1
Концептуальные основы исследования феноменов
доверия и недоверия 31
Введение 31
1.1. Основные направления исследований доверия и недоверия 32
1.2. Соотношение доверия и близких феноменов 45
1.3. Понимание феноменов доверия и недоверия 51
1.4. Виды и типы доверия и недоверия 63
1.5. Социально-психологические функции доверия и недоверия 70
Выводы по главе 1 83
Литература к главе 1 86
Глава 2
Диалектика доверия и недоверия: соотношение,
взаимовлияние, особенности 92
Введение 92
2.1. Общие и отличительные характеристики доверия
и недоверия 93
2.2. Имплицитные представления о доверии и недоверии личности другим людям 109
2.3. Критерии доверия и недоверия личности другим людям. ..111
2.4. Факторы доверия и недоверия личности другим людям ... 123
2.5. Структура критериев доверия и недоверия личности другим людям 142
Выводы по главе 2 152
Литература к главе 2 155
Глава 3
Доверие как главный компонент психологической
дистанции . 160
Введение 160
3.1. Основные подходы к изучению психологической дистанции 162
3.2. Психологическая дистанция: понимание и место
в системе понятий 174
3.3. Имплицитные представления о психологической дистанции 179
3.4. Особенности категоризации социального окружения
у представителей различных социальных групп 181
3.5. Структура психологической дистанции 191
3.6. Взаимоотношения личности с представителями разных «кругов» психологической дистанции 199
3.7. Личностная детерминация психологической дистанции.. .207
Выводы по главе 3 213
Литература к главе 3 216
РАЗДЕЛ II
ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 4
Групповые и личностные характеристики
доверия/недоверия другим людям 221
Введение 221
4.1. Основные методические подходы к оценке доверия 222
4.2. Разработка и валидизация методики оценки доверия/недоверия личности другим людям 227
4.3. Групповые характеристики доверия/недоверия личности другим людям 241
4.4. Личностные детерминанты доверия и недоверия
другим людям 253
4.5. Психологические типы доверия/недоверия личности другим людям 271
4.6. Взаимосвязь различных видов доверия и недоверия личности 284
Выводы по главе 4 297
Литература к главе 4 301
Глава 5
Психология доверия и недоверия
личности рекламе 305
Введение 305
5.1. Актуальные проблемы психологических
исследований доверия/недоверия рекламе
и рекламным персонажам 306
5.2. Взаимосвязь доверия рекламе и доверия/недоверия личности миру, себе, другим людям 322
5.3. Взаимосвязь доверия/недоверия личности другим людям с доверием и недоверием рекламным персонажам 332
5.4. Роль доверия в формировании отношения потребителей к женскому рекламному образу 351
Выводы по главе 5 364
Литература к главе 5 367
Глава 6
Психология доверия и недоверия
в организации 372
Введение 372
6.1. Актуальные проблемы исследования доверия
и недоверия в организации 374
6.2. Взаимосвязь доверия работников коллегам
и руководителям с психологической атмосферой,
климатом и групповой сплоченностью
в организации 393
6.3. Доверие/недоверие личности другим людям
как фактор психологического климата и атмосферы
в организации 418
6.4. Представления различных групп персонала о доверии
в организации 437
6.5. Особенности доверия и недоверия в организациях
с разным типом корпоративной культуры 443
6.6. Некоторые направления и способы формирования
доверия в деловых отношениях 459
Выводы по главе 6 462
Литература к главе 6 466
РАЗДЕЛ III ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глава 7
Основные итоги и перспективы исследования доверия
и недоверия 475
7.1. Итоги исследования 475
7.2. Перспективные направления исследований доверия
и недоверия 481
Библиография 489
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник для изучения критериев доверия и недоверия
личности другим людям А.Б. Купрейченко и
С.П.Табхаровой 529
Приложение 2
Факторы доверия и недоверия личности другим людям 536
Приложение 3
Авторская методика исследования структуры
психологической дистанции (модификация
для выборки студентов) 543
Приложение 4
Авторская методика исследования психологической
дистанции (модификация для выборки сотрудников УВД) .. 545
Приложение 5
Методика «Вера в людей» М. Розенберга 547
Приложение 6
Инвестиционная игра для экспериментального изучения
доверия 548
Приложение 7
Методика межличностного доверия Р. Левицки,
М. Стивенсон и Б. Банкер 549
Приложение 8
Авторская методика оценки доверия/недоверия личности
другим людям 550
Приложение 9
Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модифи¬
кация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников) 552
Приложение 10
Авторская методика доверия/недоверия личности миру,
другим людям, себе 553
Приложение 11
Анкета отношения к рекламе А.Н. Лебедева 555
Приложение 12
Авторская методика оценки психологической
эффективности рекламного сообщения 558
Приложение 13
Методика доверия/недоверия личности рекламным
персонажам (модификация методики привлекательности/
непривлекательности рекламных персонажей
А.Б. Купрейченко и Л.А. Мининой) 559
Приложение 14
Методика «Образ женщины в рекламе» А.Б. Купрейченко и
А. Лейкиной 562
Приложение 15
Авторская методика оценки доверия/недоверия сотрудника
коллегам и руководителям организации 565
Приложение 16
Методика оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо .. .567